О рынке

 

СТМ В МИРЕ

Собственные торговые марки сетей набирают обороты по всему миру: согласно последнему исследованию Nielsen, в Швейцарии, Испании их доля составила более 50% рынка в денежном выражении, в Великобритании, Германии, Португалии и Бельгии – более 40%. В Канаде и США частные марки занимают 18% рынка, среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона СТМ наиболее популярны в Австралии (21%) и Новой Зеландии (13%). 

 

 

ПОКУПАТЕЛИ СТМ

Бережное отношение к FMCG-бюджетам со стороны российских потребителей выражается в предпочтении совершать покупки в магазинах с низкими ценами, по промоакциям и под собственными торговыми марками.

Согласно регулярному исследованию Росиндекс (Август, 2016):

  • Однако по собственным экспертным оценкам Ipsos Comcon, товары собственных торговых марок занимают уже около 6% рынка FMCG.
  • О существовании СТМ знает подавляющее большинство россиян — 87%
  • Больше половины (56%) потребляли товары под какой-либо СТМ хотя бы раз за 3 месяца
  • Более того, растет число домохозяйств, лояльных товарам СТМ. Так, в 2 кв. 2016г. частным маркам отдали предпочтение 41% домохозяйств, по сравнению с 36% в 1 кв. 2016 г.
  • Товары СТМ покупают все доходные группы, независимо от уровня жизни, более того, значимо чаще частные марки потребляют семьи со средним материальным достатком.

СКАЧАТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ

 

По данным исследования Nielsen в 2015 году:

  • 41% покупателей берут продукцию private label при каждом посещении магазина, 22% - при каждом втором, остальные 37% приобретают товары частных марок раз в три визита и реже.
  • В натуральном выражении доля продукции private label выросла до 10% за последние 6 лет. 

 

СТМ В ГОРОДАХ И РЕГИОНАХ РОССИИ

В крупных городах частные марки имеют большую популярность: в городах-миллионниках доля потребителей СТМ составила 61%, в Москве — 75%, в Санкт-Петербурге — 74%.

На начало 2016 года,  41% оборота всех частных марок приходится на Центральный федеральный округ, где доля СТМ в денежном выражении составляет 5% продаж FMCG-рынка. В Поволжье продается 18% объема всех частных марок в денежном выражении, и доля продаж на FMCG-рынке этого региона составляет 4,3%. На северо-западе России продается 13% от всех СТМ, на юге и Северном Кавказе - 12%, а доли их продаж в общем объеме FMCG составляют 4,2% и 5,1% соответственно.

 

ПОТЕНЦИАЛ КАТЕГОРИЙ ТОВАРОВ СТМ

По мнению Ipsos Comcon наиболее популярными товарными категориями, в которых домохозяйства приобретают товары под собственными торговыми брендами сетей являются: каши и крупы — 22%, бумажная продукция — 21% и молочные товары — 20%. Наименьшая вероятность покупки СТМ существует в категориях, где высокая эмоциональная привязка к бренду, и потребитель платит не только за товар, но и за бренд. 

По данным Nielsen в 2015 году, продовольственных категориях доля private labels увеличилась до 7%, в непродовольственных - до 11%.

Рост СТМ происходит и в сегменте товаров с высокой брендозависимостью. Категория товаров личной гигиены является сложной для развития, высокотехнологичной, но в то же время перспективной категорией собственных брендов торговой сети, служит средством измерения уровня покупательского доверия. Товары данной категории  сложно развивать, признаются категорийные менеджеры сетей, однако, технологический прогресс и проникновение современных технологий к производителям товаров под СТМ дает возможным вырастить долю частных марок в этих сегментах.

 

СТМ в продуктах питания

Динамично развиваются СТМ в категории соков (12% в натуральном выражении в 2014 году против 10% в 2012), питьевой воды (9% против 5% соответственно) и растительного масла (16% против 11%). %).

Согласно исследованию, которое провела компания Reed Exhibitions, организатор выставки "Собственная Торговая Марка", наибольший интерес у посетителей выставки вызывают такие разделы, как производство молочной и мясной гастрономии, мучных и кондитерских изделий, алкогольных напитков. Не меньший интерес наблюдался к  производству бакалеи, чая и кофе, безалкогольных напитков. Многообещающей выглядит работа с СТМ в сегменте готовых блюд, блюд национальной кухни, диетической продукции.

 

СТМ в непродовольственных товарах

 

Среди непродовольственных товаров наибольшую долю СТМ занимают в категории влажные салфетки (32% в денежном выражении в 2014 году), салфетки для снятия макияжа (27%) и детские влажные салфетки (21%). В категориях бытовой химии СТМ наиболее распространены среди средств для чистки окон (8%), освежителей воздуха (7%) и средств для чистки труб (5%).

На выставке "Собственная Торговая Марка" в непродовольственном сегменте ритейлеров больше интересовала косметика и парфюмерия, бытовая химия и средства личной гигиены. Среди других перспективных категорий производства под СТМ посетители выделили производство текстилякожгалантерии, компьютерных принадлежностей, кухонных принадлежностей, товаров для ремонта, дома и дачи.

 




    КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

    Чтобы использование этого веб-сайта было более удобным для Вас, мы используем технологии куки. Используя этот веб-сайт, посетитель по умолчанию дает согласие на использование куки. Дополнительная информация.