О рынке СТМ

Исследование Nielsen: СТМ расширяют долю рынка

Частные марки продолжают конкурировать с известными брендами: опубликованное в марте 2018 года исследование Nielsen показывает, что продажи собственных торговых марок (СТМ) увеличиваются во всех регионах, в том числе и в России.

 

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ФАКТОРА ВЛИЯЮТ НА АКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ СТМ В МИРЕ

  • Премиумизация. Частные марки перестали быть дешевой альтернативой брендам. Многие покупатели уже видят частные марки если не превосходящими, то сопоставимыми по качеству с известными брендами, что отмечается в таких относительно премиальных категориях, как вино, кофе и охлажденные готовые к употреблению блюда из мяса. В среднем в мире среди категорий, где представлены частные марки, продажи премиальных СТМ растут в 32% случаев.
  • Натуральность и здоровый тренд. Органические продукты набирают популярность. В то время как обычные бренды стремятся увеличить свои продажи за счет новой рекламы, изменения дизайна и многого другого, частные марки активно развиваются в направлении натуральности. Выпуская менее дорогие продукты и увеличивая ассортимент «органической полки», они тем самым отвечают ожиданиям всё большего числа покупателей. Почти половина (45%) российских потребителей «покупали бы» частные марки, если бы в них отсутствовали вредные ингредиенты.
  • Высокое качество. Современный потребитель хочет видеть продукт с хорошим соотношением цены и качества. Ритейлеры активно над этим работают: например, покупатели отмечают, что качество СТМ даже в дискаунтерах уже можно сравнить с фирменными и известными брендами. Интересно, что в США заметна стагнация обычных брендов, а частные марки наращивают свою долю в денежном выражении (+2%) благодаря более низкой цене, но с «премиальным» качеством.
  • Изменяющиеся экономические условия. Продажи частных марок активно растут в странах, где экономическая ситуация нестабильна — покупатели выбирают СТМ из-за их невысокой цены. Восстановление многих стран кардинально изменило покупательское поведение, что благоприятно сказалось на длительном росте СТМ. Дело в том, что даже когда страна выходит из фазы экономического спада, потребители продолжают осторожно относиться к домашним расходам. В развивающихся и развитых странах частные марки уже стали основными драйверами роста FMCG и с высокой вероятностью продолжат увеличивать свои продажи.

КЛЮЧЕВЫЕ ТРЕНДЫ ЧАСТНЫХ МАРОК В РЕГИОНАХ

Крупнейшим рынком для СТМ сейчас является Европа, а в Северной Америке наибольший потенциал для развития частных марок — из-за их слабого проникновения в ритейле. В Латинской Америке нестабильная экономическая ситуация также может помочь частным маркам стать хорошей альтернативой дорогим брендам. В Азиатско-Тихоокеанском регионе покупатели в целом максимально привязаны к фирменным брендам, поэтому доля СТМ там наименьшая.

В Европе заметен рост частных марок и небольших производителей, притом что топ-бренды теряют свои доли в денежном выражении — это происходит в Нидерландах, Франции, Италии, Португалии, Великобритании и Бельгии. В данных странах преобладает нишевое и уникальное предложение товаров от небольших брендов и СТМ, например в таких категориях, как чай, органические продукты и уход за собой. Однако в Испании частные марки не растут — по большей части из-за высокой промоактивности крупных брендов.

Еще одним важным фактором роста европейских СТМ стал выпуск новинок — качественных, полностью соответствующих ожиданиям покупателей и по привлекательной цене.


ИЗМЕНЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЬСКОЙ СПОСОБНОСТИ ВЕДЕТ К РОСТУ СТМ

Большинство населения сегодня переезжает в крупные города в поисках лучших финансовых возможностей. Люди склонны покупать то, что им нужно, независимо от географии, канала или размера магазина — урбанизация дает главный импульс к росту частных марок.

Ритейлеры всё больше инвестируют в свои бренды и ищут пути дифференциации, чтобы оправдать запросы потребителей. Покупатели, с одной стороны, стали более осознанно подходить к выбору товаров повседневного спроса и к своим расходам, а с другой — готовы платить за качественный и премиальный товар. Развитию FMCG-рынка в целом и частных марок в частности больше всего способствуют миллениалы. Это поколение сейчас составляет 24% от всего мирового населения и в следующие 5–10 лет вытеснит «беби-бумеров» как наиболее платежеспособную группу населения. По сравнению со старшими поколениями, миллениалы больше расположены к новым покупкам, включая и СТМ. Они тщательнее выбирают продукт перед покупкой, но точно готовы выбрать частную марку, если она такая же по качеству, как и популярный бренд.

Современным покупателям важен большой выбор продуктов. Однако они не хотят ограничиваться только походом в супермаркет — бренды должны быть связаны и с диджитал-средой. Потребители ожидают в скором времени увидеть в онлайне те же товары, что и в офлайне, причем с привлекательным предложением. Поэтому всё больше покупателей выбирают частные марки из-за быстро растущего ассортимента в ключевых категориях, таких как здоровье и продовольственные товары, что, в свою очередь, оказывает сильное давление на традиционные и известные бренды.

 

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

Исследование «The Rise And Rise Again Of Private Label» было выпущено в марте 2018 года, расчеты основаны преимущественно на данных ритейл-аудита Nielsen (2014–2016 годов) и онлайн-опросах потребителей.

 

 



КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Чтобы использование этого веб-сайта было более удобным для Вас, мы используем технологии куки. Используя этот веб-сайт, посетитель по умолчанию дает согласие на использование куки. Дополнительная информация.