Маржинальность и лояльность: собственные торговые марки заполонили рынок

Сейчас сложно представить крупного ретейлера без собственной торговой марки (СТМ). За 2020 год многие компании расширили их ассортимент, а те, у кого СТМ не было, — ввели.

В пресс–службе фудтех–направления "Яндекс.Такси" рассказали, что только в августе 2020 года "Яндекс.Лавка" запустила собственную торговую марку "Из Лавки". За полгода СТМ была расширена более чем в 7 раз. Помимо этого, на собственном производстве в Петербурге выпускается готовая еда.

"Мы видим высокий спрос. Покупатели доверяют бренду, а мы со своей стороны можем полностью контролировать качество продукции", — подчёркивают в компании. По их словам, в категориях, в которых уже есть товары "Из Лавки", на них приходится до 80% продаж. Практически каждый второй пользователь добавляет в корзину молочные продукты и готовую еду "Из Лавки" — они есть более чем в 40% заказов сервиса.

Директор СТМ–сервиса экспресс–доставки "Самокат" Дмитрий Близнюк отмечает, что за год количество соответствующих товаров увеличилось у них более чем в 5 раз. "Уже в каждом втором чеке присутствуют продукты нашей СТМ. Это связано с высоким качеством продукции местных производителей, с которыми мы сотрудничаем", — говорит он.

"ВкусВилл" опирается на СТМ

А вот сеть "ВкусВилл", где 95% продуктов продаются под СТМ, наоборот, в 2020–м начала реализовывать товары других общеизвестных брендов. "Товары не под СТМ мы будем развивать только в онлайне. В конце ноября 2020 года мы открыли первые полноценные дарксторы на базе наших распределительных центров. Теперь покупателям не нужно делать несколько заказов, оформляя их на разных сайтах и в приложениях", — отмечают в пресс–службе компании.

Каждый месяц в среднем на полках магазинов появляется 100 новых товаров под торговой маркой "ВкусВилл". Расширять ассортимент продуктов под брендами других производителей в офлайн–магазинах компания не планирует.

СТМ: качество превыше всего!

СТМ есть практически у всех крупных ретейл–сетей и сервисов доставки. Казалось бы, зачем это им? Дмитрий Близнюк отмечает, что собственная марка повышает маржинальность и увеличивает лояльность покупателей.

В пресс–службе "Азбуки вкуса" подметили: СТМ–бренды упрощают покупателям выбор. "Мы отбираем лучшие продукты для базовой корзины и выпускаем их под своей СТМ, предлагая покупателю оптимальное сочетание качества и цены", — рассказали там "ДП". Обязательным условием для сотрудничества с производителями является проверка продукции в лаборатории качества "Азбуки вкуса" — QLab.

"Если состав продукта не соответствует критериям, мы просим доработать рецептуру, и под нашу СТМ встаёт уже доработанный продукт, в качестве которого мы уверены", — утверждают в компании.

В "Магните" отмечают, что собственное производство позволяет им контролировать качество продукции на всех этапах — "от поля до полки". А также обеспечивать бесперебойное снабжение магазинов, в том числе свежими овощами круглый год, оперативно адаптировать ассортимент под предпочтения покупателей и управлять себестоимостью товаров. При этом ретейлер также выстраивает долгосрочное партнёрство с внешними поставщиками. Для развития уникальной линейки СТМ "Магнит" прорабатывает возможности прямого импорта эксклюзивных товаров.

Как проверяют качество СТМ

В команде "ВкусВилл" есть технологи, которые как раз занимаются поисками производителей и проработкой рецептур. "Если есть задача найти конкретный продукт, они могут обратиться к тем производителям, с которыми мы уже работаем. Или искать новых. Также довольно часто производители сами предлагают нам продукты для ассортимента", — добавляют в пресс–службе ретейлера.

В "Яндекс.Лавке" заявляют, что тоже много внимания уделяют выбору продуктов: "Специалист по качеству за время работы в “Лавке” успел объездить с проверкой много предприятий в разных городах России. Отобранные поставщики прислали образцы, которые были протестированы в фокус–группах, и их мнение стало решающим".

В "Самокате" сначала исследуют потребности аудитории, анализируют её вкусы, затем формируют пул поставщиков. Потом устраивают холодный обзвон производителей, смотрят на качество и тестируют продукт.