Где крупные ритейл сети берут товары для СТМ?

Популярность собственных торговых марок ритейлеров и служб доставки в последние годы выросла в разы. Такие покупки присутствуют в каждом втором чеке.

Нередко бывают случаи, что фактически один и тот же продукт встречается под СТМ разных компаний. Так, например, некоторые позиции СТМ–товаров "Самоката" совпадают с продукцией "ВкусВилла".

Директор СТМ–сервиса экспресс–доставки "Самокат" Дмитрий Близнюк отмечает, что качественных производителей продуктов на рынке не так много, поэтому зачастую на одно производство приходится несколько заказчиков. "Такие ситуации в ретейле возникают довольно часто, в том числе и с другими сетями", — говорит он.

"То, что продукты от наших производителей можно найти в других магазинах, — прекрасно, — подчёркивают во “ВкусВилле”. — Мы за то, чтобы натуральные продукты были доступны всем и везде, и только рады, что такие товары появляются в других торговых точках и сервисах".

Лучше ли собственное производство?

Ситуаций с практически полным повторением товаров можно избежать, если создавать своё производство. Однако не все ритейлеры на это решаются, так как это совсем другой бизнес.

У "Азбуки вкуса" есть собственная ферма в Калужской области и четыре фабрики–кухни в Северной столице и Москве, где производятся готовые блюда и полуфабрикаты. "Мы начали развивать это направление в 2014 году, одними из первых среди продуктовых ритейлеров, потому что видели незакрытую потребность покупателей в качественной готовой еде. Товарооборот от этого направления бизнеса составляет порядка 20% от общего", — говорят в компании.

"Магнит" владеет 17 предприятиями в разных регионах страны, которые выпускают около 500 наименований продовольственных товаров. В итоге в 2020 году собственные предприятия "Магнита" стали одним из ключевых поставщиков товаров под новые СТМ и произвели рекордные 310 тыс. тонн продукции.

Новые тренды СТМ

Управляющий партнёр аналитической компании Marketing Logic Дмитрий Галкин отмечает, что сейчас появляются линейки более высоких ценовых категорий, а также СТМ в сегменте экотоваров и здорового питания. "Покупательский спрос на качественные продукты сейчас силён, особенно в крупных городах, где цена менее чувствительный фактор. И сети пользуются возможностью прийти с СТМ в зону растущего интереса", — считает спикер. Он подчёркивает, что с помощью редизайна уже привычные для покупателей СТМ выводятся в более высокий ценовой сегмент.

Отдельно стоит сказать и о визуальной мимикрии под известные или просто отдельные бренды. Таким образом, расширяющийся ассортимент СТМ выходит к большему аудиторному охвату и позволяет сетям зарабатывать. А если СТМ пришлась по душе покупателю, то это ещё и важный фактор привлечения трафика в магазины сети, повышения лояльности к бренду в целом