По пути консолидации: DIY-ретейл повторяет сценарий продуктовых сетей

12 ноя 2018

Развитие рынка DIY-ретейла в России последние годы идет по пути продуктового ретейла с консолидацией отрасли и снижением доли локальных и региональных игроков, выяснил «РБК Исследования рынков»

Статистика рынка DIY в последние годы показывает рост доли крупнейших ретейлеров в обороте всей отрасли. Сегодня 53 крупнейших ретейлера занимают в сумме уже 34% от всего рынка, хотя в 2012 году значение аналогичного показателя не превышало 23%, следует из данных, опубликованных агентством «РБК Исследования рынков». Траектория движения здесь напоминает FMCG-ретейл, в котором доля 50 крупнейших игроков уже превысила 36,5%.

Что привело к консолидации

Кризис 2015–2016 годов оказался одним из наиболее сложных периодов в истории российского рынка строительных, отделочных материалов и товаров для дома. Падение доходов населения на фоне обвала национальной валюты создало сложные условия как для российских потребителей, так и для ретейлеров. Рост закупочных цен, падение потребительского спроса — все это сказалось на финансовых показателях многих DIY-сетей. Игроки рынка отреагировали оптимизацией бизнес-процессов, в том числе закрытием наименее эффективных магазинов.

Осторожной стратегией конкурентов воспользовались лидеры рынка. Leroy Merlin, OBI, «Петрович» и ряд других крупных DIY-ретейлеров продолжили активное развитие, поделив между собой доли рынка, освободившиеся после ухода слабых игроков. В частности, закрытиями магазинов «Метрика» в Северной столице воспользовались «К-Раута», Leroy Merlin, «Макси-дом» и СТД «Петрович», которые открыли несколько объектов в Санкт-Петербурге. В начале 2018 года произошла крупная сделка по приобретению 12 магазинов «К-Раута» финской компании Kesko. Новым владельцем выступил лидер рынка Leroy Merlin, который реконструировал гипермаркеты и открыл их под своим брендом.

Прогноз

По мере развития рынка будет наблюдаться дальнейшая консолидация, результатом которой окажется снижение доли локальных и региональных игроков и доминирование глобальных и федеральных сетей, прогнозирует агентство. Крупнейшие игроки отрасли не намерены останавливаться на достигнутом и планируют расширять присутствие в регионах, открывая магазины меньшего формата для удовлетворения спроса в менее густонаселенных городах. Так, к примеру, сеть Leroy Merlin заявила, что видит потенциал роста сети в России до 300 магазинов. Единственным способом выживания локальных ретейлеров в этих условиях останется поиск ниш специализированного ассортимента товаров, который либо не представлен в сетевом ретейле, либо этих товаров не хватает на всех покупателей.

Источник: РБК



КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Чтобы использование этого веб-сайта было более удобным для Вас, мы используем технологии куки. Используя этот веб-сайт, посетитель по умолчанию дает согласие на использование куки. Дополнительная информация.